Выбор типа работы
Необходимо четко различать тип выполняемой вами работы: исследование или проект.
Что же выбрать: исследование или проект? О чем говорить и что делать?
Вопрос, который вы задаете себе при проектной работе, – «Смогу ли я реализовать то, что придумал и хочу сделать?».
Вопрос исследовательской деятельности – «Смогу ли я доказать то, что открыл или обнаружил?».
Цель исследования – получить новое знание
Цель проекта – получить новый продукт
В проекте есть исследование, в исследовании есть место проекта. Надо различать часть и целое. Да, они есть как элементы. Когда я делаю проект, то в его рамках провожу маркетинговое исследование, которое является этапом моей проектной работы. Когда я провел исследование и мне нужно оформить и представить результаты, то этот этап я могу рассматривать как проект в рамках исследования.
Отличия учебного проекта и учебного исследования
Особенности учебного проекта | Особенности учебного исследования |
Отсутствует гипотеза | Наличие гипотезы обязательно |
Цель – получить конкретный продукт, обладающий определенными свойствами и необходимый для конкретного использования | Цель – получить новое знание |
Должно быть выработано представление о конечном продукте деятельности как результате | Представления о конечном результате исследования нет |
Структура проекта: – постановка цели и задач; – определение способов действия; – составление плана работы по проекту; – работа с информацией; – создание продукта как результата проекта | Структура исследования: – постановка проблемы, цели и задач; – предварительный анализ информации, формулировка гипотезы; – планирование и организация эксперимента; – анализ деятельности – презентация – рефлексия и обобщение полученных результатов в эксперименте; – проверка исходной гипотезы на основе полученных фактов в эксперименте; – окончательная формулировка новых знаний; – получение объяснений или научных предсказаний |
Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, формулированными в его замысле | Результат исследования определить достаточно сложно. Отрицательный результат – тоже результат |
Кроме содержательных отличий видов индивидуальных проектов, существуют отличия и в получаемых продуктах.
Так, в числе продуктов учебного проекта могут быть: газета, журнал, альбом, фотоальбом, буклет, серия иллюстраций, справочник, сценарий/разработка мероприятия/игры, пакет рекомендаций, чертеж, макет, модель, коллаж, гербарий, бизнес-план, стенд, выставка, оформление кабинета, школы и пр., видеофильм, видеоклип, wеЬ-сайт, мультимедийный продукт, программный продукт, ЗD-модель и др.
В то время как продуктами учебного исследования являются: реферат (аналитического проблемного типа), доклад, в том числе стендовый доклад, статья, пособие, в том числе учебное пособие, эссе, отчеты о проведенных исследованиях и др.
Различие этапов работы над учебным исследованием и учебным проектом
Этапы работы над учебным проектом | Этапы работы над учебным исследованием |
1. Выбор темы и определение задачи проекта. 2. Выдвижение первоначальных идей. 3. Выбор лучшей идеи. 4. Планирование проектного задания. 5. Непосредственное выполнение проекта. 6. Подготовка отчета. 7. Оформление проекта для его защиты. 8. Защита (представление) и оценка проекта | 1. Актуализация проблемы. 2. Определение сферы исследования. 3. Выбор темы исследования. 4. Выработка гипотезы. 5. Выявление и систематизация подходов к решению. 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. 9. Подготовка отчета и обсуждение итогов завершенной работы. 10. Защита (представление) и оценка исследовательской работы |