1.4 Объект и предмет исследования

Объект — это то, что ты изучаешь (компания, группа людей, художественное произведение, научное явление).

Предмет — это свойство или характеристика объекта исследования, это указание на особую проблему, которую мы собираемся как минимум поставить, а если приложить достаточно усилий, то и решить.

Объект всегда шире, чем предмет

Про объект исследования можно написать очень много. Предмет исследования сужает направление работы и перекликается с основной проблемой по твоей теме. Объект и предмет исследования зависят от предполагаемого плана работы. Одну и ту же тему можно раскрыть с разных сторон, и это отразится на формулировке объекта и предмета.

Объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности.  

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. 

Предмет требует конкретизации.

Объект и предмет определяются фактически одновременно с формулировкой темы и учитываются при обосновании ее актуальности.

Точное определение объекта и предмета позволяет уяснить, какую именно информацию автор в первую очередь будет отыскивать в источниках и литературе, чтобы подвергнуть ее анализу.

Методически более целесообразным представляется под объектом понимать обозначение типа тех явлений, процессов и отношений, которые будут подвергнуты изучению (исследованию) в ходе работы, а под предметом – конкретизацию объекта применительно к месту, времени и другим обстоятельствам.

Нахождение предмета «в границах объекта» предполагает два основных типа связей между объектом и предметом: «целое – часть» или «общее – частное».

Примеры

Пример 1. Тема: «Сравнение содержания витамина С в яблочных пюре и соках домашнего и промышленного производства».

В качестве объекта исследования мы выбрали 4 образца известных производителей баночного яблочного пюре: «Фрутоняня», «Vita», «Сами с усами», «Малышам»; 4 образца известных производителей яблочного сока для детей: «Агуша», «Фрутоняня», «Сандорик», «Naturalis» и данные лакомства, приготовленные по домашним рецептам: свежевыжатый сок и пюре из свежих, вареных и печёных яблок.

Предметом исследования стало количество витамина С в яблочных пюре и соках.

Пример 2. Тема: «Японский фактор в русско-китайских отношениях в конце XIX – начале XX в.»

Объектом изучения являются двусторонние межгосударственные отношения, развивающиеся под воздействием политики третьего государства, предметом – эволюция отношений между Россией и Китаем на рубеже XIX−XX вв. под влиянием политической, экономической и военной активности Японии.

Previous Article
Next Article