1.1 Проблема и ключевой вопрос

Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой собственно и начинается исследование.

Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя.

Проблема — это некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу. Это некий парадокс, если угодно, загадка, которую предлагается разгадать, puzzle, противоречие в понимании, нестыковка смыслов и интерпретаций.

Она возникает тогда, когда мы сталкиваемся с препятствием, которое не можем с легкостью преодолеть или обойти. Приходится предпринимать определенные целенаправленные действия – разбирать завалы, карабкаться вверх и вниз, искать обходные пути.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Проблема  определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Обычно и начинающие, и вполне опытные исследователи не видят решительно никаких трудностей в постановке проблемы. В 95% случаев предлагаются дежурные фразы про «актуальность выбранной темы», т.е. выливается определенное количество «воды», достаточное для соблюдения ритуала обоснования собственной деятельности. Считается, что проблема указана уже в самом заголовке будущей работы.  

Очень часто формулирование проблемы подменяется указанием на нехватку данных или неполное знание о каком-то явлении. Дескать, первое, второе и третье уже изучено, а четвертое и пятое еще нет, посему это – «проблема».

 И каждый раз нам придется отвечать на неумолимый и жесткий вопрос: белых пятен много, зачем нам изучать именно это?

Проблема, это не указание на пустоту, а некое напряжение, которое ищет своего выхода.

Исследовательская проблема – это не пустое, необжитое место, где можно поставить палатку и начать строить здание новой теории. Это препятствие на нашем пути. На земном шаре еще немало неосвоенных территорий, однако, это не означает, что именно там необходимо селиться.

Как же сформулировать проблему исследования?

Должно быть что-то удивительное, неожиданное или, по крайней мере, неочевидное – своего рода фишка. Нужен вопрос, на который мы не в состоянии дать немедленный ответ.

Этот вопрос становится крючком, за который цепляется интерес к нашему исследованию со стороны других.

Ключевой исследовательский вопрос

Правила поиска и формулировки ключевого исследовательского вопроса на этапе замысла исследования хорошо освещены здесь.

Приведём примеры ключевых вопросов, которые можно задать, занимаясь определённой тематикой (область исследования) или уже сформулировав определённую тему исследования.

Область исследования: Филология
Тема: Танец в романах Джейн Остин
Ключевой вопрос: Каковы роль и значение танца в романах «Гордость и предубеждение» и «Эмма»?

Область исследования: Образование
Тема: Эффективность электронного обучения как расширение возможностей традиционных методов преподавания
Ключевой вопрос: Улучшается ли успеваемость изучающих математику при добавлении электронных методов обучения в образовательный процесс?

Область исследования: Культурология
Тема: Парадокс социально одобряемой негативной девиации в современной массовой культуре
Ключевой вопрос: Действительно ли в современной массовой культуре поведение героя-девианта одобряемо, и, если да, то, как можно это объяснить?

Область исследования: Лингвистика, культурология
Тема: Лингвистические средства создания социокультурной характеристики персонажа в зарубежном кинопроизведении
Ключевой вопрос: Как меняются персонажи западных фильмов, когда начинают говорить по-русски?

​ ​Область исследования: Филология
Направление исследования/ Тематика: Использование убедительного языка в политических речах
Ключевой вопрос: Как и насколько изменялись со временем риторические стратегии в речах де Голля?

Область исследования: Реклама
Тема: Образ западных стран в китайской рекламе роскоши
Ключевой вопрос: Как в китайской рекламе предметов роскоши используются язык и образ для создания определённого взгляда на западные страны?

Область исследования: Информационные технологии
Тема: Отражение доступности открытого программного обеспечения на безопасности сетей
Ключевой вопрос: Способствовала ли широкая доступность открытого программного обеспечения улучшению безопасности сетей?

Источник примеров: Extended Essay Guide. International Baccalaureate Organization. Cardiff, 2007 (updated 2012).