5.1 Подготовка текста выступления

Процедура защиты исследовательской работы предусматривает выступление автора с сообщением об основных результатах его исследования.

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более.

Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика — залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего вы­ступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудито­рии, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или ориги­нального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведен­ного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав отдельно подчерк­нуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть ис­пользованные впервые по отношению к данному материалу методики, дос­тигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствую­щим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключе­нии создать кульминацию выступления, предложите слушателям пораз­мышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших ис­следований, используйте цитату по теме известного ученого.

Использование академического стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение голосом, правильный выбор жестов и позы, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада в знакомых вам условиях.


Next Article