2.1 Реферирование и конспектирование

Реферирование и конспектирование являются обязательными элементами научной деятельности и учебного процесса. По сути, текст исследовательской работы, как и почти любой научной работы, в своей основе складывается из необходимым образом скомпонованных частей рефератов и конспектов, которые выполнил автор.

Реферат представляет собой обобщенное изложение содержания какого-либо текста.

Рефераты бывают трех видов:

  • монографический;
  • сводный;
  • реферативный (аналитический) обзор.

Монографический реферат излагает содержание одной статьи или книги, сводный – нескольких работ по общей проблематике (одной теме).

Реферативный обзор предполагает не просто реферирование нескольких работ по общей проблеме, но и их сопоставление, анализ, высказывание референтом собственной точки зрения на проблему. 

Реферат предваряется библиографическим описанием реферируемой публикации (публикаций) и состоит из трех основных частей:

  • общей характеристики текста (кем написан, какую проблему рассматривает);
  • описания основного содержания;
  • выводов референта (предельно кратких в простом и сводном реферате, развернутых – в обзоре).

В реферативном обзоре, помимо итогового вывода, автор вправе высказывать свою точку зрения по ходу изложения.

При выполнении исследовательской работы, как правило, выполняются монографические и сводные «рабочие» рефераты, оформленные таким образом, чтобы  впоследствии было удобнее найти в них ту или иную необходимую информацию.

Работа над рефератом включает следующие основные этапы:

а) выявление главной темы (проблемы) статьи или монографии, цели и научных задач, которые ставил перед собой автор реферируемого материала;

б) последовательное выделение фрагментов текста, относительно самостоятельных в смысловом и композиционном отношении, формулирование общего смысла каждого фрагмента и описание его содержания;

в) формулирование вывода (в котором при необходимости может содержаться оценка позиции автора реферируемого материала, степень доказательности этой позиции и т.п.).

Описание содержания выделенных фрагментов сопровождается ссылкой на соответствующие страницы реферируемой публикации.

Не все источники и научные публикации, касающиеся темы работы, надо обрабатывать с одинаковой степенью подробности.

В ходе подготовки исследовательской работы в соответствии с объектом и предметом  исследования одни материалы приходится реферировать полностью, другие – частично, некоторые из них бывает достаточно законспектировать.

По сути, конспект является результатом исключения из реферата детализирующей информации, посредством чего получают тезисы, и записывания тезисов в логической последовательности. «Рабочий» конспект часто представляет собой нечто среднее между рефератом и собственно конспектом: при необходимости какие-то положения и факты описываются подробно, с применением цитат, остальные – в краткой (конспективной) форме.

Приступив к изучению литературы по избранной теме, к конспектированию и реферированию, вы начинаете лучше понимать проблематику своей работы, что позволяет продолжить уточнение ее проблемного поля и перейти к формулированию гипотезы, постановке цели и задач исследования.

Previous Article
Next Article