3.6 Язык и стиль работы

В плане языка и стиля учебно-исследовательская работа ориентирована на общие принципы научного текста, которые определяются спецификой академического этикета (традиций общения ученых между собой), а также формально-логическим способом изложения материала.

Этикет обусловливает использование определенных речевых средств, которые позволяют сделать текст максимально емким в информационном плане и прозрачным для специалистов в соответствующей области, демонстрируют уважение автора к научным традициям, предшественникам, оппонентам и читателям.

Для этого автор, в частности, применяет специальную лексику (терминологию), используемую именно в данной области знания; избегает пояснения тех реалий, которые заведомо известны специалистам в его собственной и смежных областях науки, и в то же время обязательно при первом упоминании поясняет (в тексте или примечании) содержание любого термина, названия, персоналии, которые предполагаемый читатель может не знать.

Не следует применять не соответствующие научному этикету обороты речи, в частности, канцеляризмы, такие как написание инициалов после фамилий (непременно И.И. Иванов, но ни в коем случае не Иванов И.И., как в канцелярской документации), выражения типа «вышеназванный», «вышеуказанный», «нижепоименованные» (вместо «указанные выше», «ранее упоминавшиеся», «перечисленные ниже» и т.п.).

О соблюдении автором академического этикета должен свидетельствовать и справочно-библиографический аппарат, который облегчает читателю использование материала работы.

Следует избегать множества вводных слов и предложений, которые не несут никакой смысловой нагрузки и сильно засоряют текст. Не надо спекулировать оборотами «как известно», «общеизвестно, что» или «совершенно очевидно, что», когда мы хотим провести какую-то спорную мысль.

Академический стиль заставляет избегать эмоциональности, многословия, обусловливает потребность в специальной лексике, научном аппарате, приводит к преобладанию сложных союзных предложений (главным образом сложноподчиненных), сокращающих относительный объем текста, соответствующих сложной аргументации и проясняющих причинно-следственные отношения.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я написал», «я доказал», «я считаю» и т.д. Корректнее употреблять местоимение «мы», но лучше всего использовать выражения: «на наш взгляд», «представляется, что», «можно утверждать, что», «проведенные исследования подтвердили» … и др. Это  нормальное проявление академического стиля. Говоря «наше» вместо «мое», мы подчеркиваем то, что говорим от лица профессионального сообщества, что мы соединены с этим сообществом, придерживаемся его норм и правил. В своей работе мы обращаемся к этому сообществу и одновременно выступаем его представителями. В этом смысле написанное нами не является исключительно нашим личным продуктом, это продукт сообщества профессионалов.

Основными стилистическими ошибками следует считать, помимо неверного словоупотребления, также те, что нарушают принципы краткости, точности, ясности. Частыми стилистическими погрешностями являются плеоназмы – употребления слов, излишних по смыслу (другая альтернатива, своя автобиография и т.п.); многократное употребление какого-либо слова (например местоимений «это», «этот», «эти») или однокоренных слов в одном предложении либо в пределах одного абзаца т.п.

Из наиболее распространенных ошибок, влияющих на стиль изложения и портящих впечатление от работы, можно отметить неверное синтаксическое выделение причастных и деепричастных оборотов. Причастные обороты выделяются запятыми только в тех случаях, когда они применяются после определяемого слова – «орудия, снабженные прицельными приспособлениями, способны…» (но не «снабженные прицельными приспособлениями орудия, способны…» − здесь запятая излишня); деепричастные обороты выделяются запятыми в середине или в конце предложения («исследователи, используя методы количественного анализа, …»; «таких успехов добились исследователи, используя методы…»), но не в начале («Используя методы количественного анализа отечественные историки…»).

Формально-логический способ изложения определяет важную роль таких функционально-синтаксических средств, которые указывают на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых и т.д., итак), противопоставление (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, соответственно), переход от одной мысли к другой (установив…, мы имеем основания….; прежде чем …, следует…), вывод (таким образом, итак, сказанное выше позволяет заключить…) и т.п.