3.3 Введение как отражение логики исследовательского процесса
Введение должно убедить членов комиссии, что вы понимаете логику и последовательность исследовательского процесса, взаимосвязь его отдельных частей.
Введение открывается обоснованием актуальности темы, формулировками объекта и предмета, а также обзором научной литературы по теме, поскольку эти шаги представляют собой необходимые этапы работы по определению цели и задач исследования. Опуская эти этапы, или произвольно меняя их местами, автор расписывается в непонимании логики исследовательского процесса и построения текста введения, который должен засвидетельствовать его компетентность.
Об этом же должны свидетельствовать и содержащиеся во введении формулировки методов (а также гипотезы, если она в данном случае нужна, новизны и практической значимости результатов, если таковые качества присутствуют).
Часть введения всегда пишется прежде остального текста – поскольку включает в себя формулировки и определения, которые обусловливают направления и характер исследования, а потому необходимы уже на этапе подготовки собственно исследовательского процесса.
1.Введение начинается с сигнальной информации, убеждающей эксперта или члена комиссии потратить время на ознакомление с работой. Таким начальным информационным блоком является обоснование актуальности темы, т.е. важности этой темы для науки и настоятельной необходимости разрабатывать ее в текущий момент.
2. Затем следуют формулировки объекта и предмета исследования – автор показывает, что сознает границы научной специальности, инструментарием которой намерен пользоваться, и понимает, какая именно информация представляет для него наибольшую важность.
3. Далее во введении автор представляет свидетельство своего достаточного знакомства с научными достижениями предшественников по изучению проблематики, которая охватывается избранной темой – литературный обзор, т.е. обзор научной литературы, в котором фактически оценивается степень изученности темы (или разработанности проблемы). Именно знакомство с тем, как изучалась соответствующая проблематика прежде, дает автору моральное право сформулировать цель и задачи собственного исследования (достаточно осветить лишь наиболее репрезентативные (авторитетные и информативные) работы). Обзор обычно разделяется на несколько частей. Иногда авторы методических пособий рекомендуют исключительно проблемный подход к научной литературе, когда выделяются основные проблемы в границах темы, а потом последовательно освещается история изучения каждой проблемы.
4. Показав литературным обзором знание достижений предшественников, автор с полным основанием предлагает формулировки собственных цели и задач.
5. Представив эти формулировки, автор убеждает комиссию, что у него есть основания для выбора конкретных источников (эмпирических сведений и/или теоретических концепций), позволяющих достичь поставленную цель исследования и решить его задачи. Соответственно, за формулировками цели и задач следует обзор источников. В обзоре источники необходимо распределить по группам в соответствии со степенью важности для раскрытия темы, объяснить, какая категория источников какую информацию и по какой проблематике несет, какую задачу помогает решить и т.п. В каждой такой группе целесообразно выделить и охарактеризовать наиболее репрезентативные источники, а также, при необходимости, подгруппы, например, по степени фундаментальности и надежности.
Например:
Источники, использованные в работе, можно разделить на три группы. К первой относятся официальные документы – международные и межгосударственные договоры, соглашения, меморандумы и совместные заявления. Большая часть двусторонних документов опубликована в сборниках российско-китайских договоров… После распада СССР… первыми межправительственными документами стали … В этих документах прописаны принципы построения отношений нового типа между двумя государствами, которые должны были развиваться в духе … коммюнике от … Данные документы дают возможность проследить …
Вторую группу источников для исследования отношений стратегического партнерства двух стран представляют выступления, интервью и труды лидеров … Изучение этих материалов дает представление о позициях, которых придерживалось руководство двух стран…, о динамике изменения этих позиций.
Третья группа источников представлена на официальных сайтах, на которых публикуются документы, заключенные в двустороннем порядке, архивные материалы, статистические данные и аналитические статьи. К таким сайтам, прежде всего, относятся … Использование данных с официальных сайтов и архивных документов помогает понять логику эволюции отношений между … в период …, выявить влияние таких факторов, как …, на становление и развитие … .
6. Состав и характер источников (наряду с научной специализацией и задачами работы), в свою очередь, во многом определяют методы исследования материала этих источников (подходы к изучению материала). Например, если в источниках предлагаются разные трактовки одних и тех же событий и т.п., то требуется применение сравнительного анализа. Поэтому методы логично рассматривать после обзора источников. Здесь же могут быть обозначены и обоснованы подходы к изложению (к подаче материала: хронологический, проблемно-хронологический, проблемный).
7. После изложения методов исследования можно в нескольких предложениях осветить предлагаемую автором гипотезу и/или положения, выносимые на защиту (краткие ответы на вопросы, которые подразумеваются задачами исследования), но эти элементы научного аппарата не во всех случаях могут быть обязательными, решение об их необходимости в конкретной работе лучше согласовывать с научным руководителем.
Встречающееся в некоторых методических пособиях указание о непременном наличии во введении гипотезы исследования представляется спорным. Во-первых, такая гипотеза уместна не для всех специальностей и тем более всех тем, во-вторых, она уже предполагает некую заданность, может побудить исследователя подгонять результаты своего поиска под заранее известные ответы.
8.Если работа предполагает использование источников, освещение фактов, получение выводов и т.п., к которым можно отнести слово «впервые», то после перечисления положений, выносимых на защиту (в данном случае по определению новаторских) автор должен обосновать научную новизну исследования. Напомним: она проявляется не в постановке новой проблемы или в разработке новой темы (само по себе это совсем не обязательно означает вклад в науку), а исключительно в достижении новых результатов (что именно автор впервые выяснил, определил, вскрыл и т.п.; введение в научный оборот новых источников и/или использование новых методов и подходов позволяет получить новые выводы, т.е. вкупе должно дать новое знание).
9. Практическая значимость результатов исследования.
По сути, введение к учебно-исследовательской работе, обозначает прежде всего эвристический путь автора и отражает идеальную последовательность его деятельности: выбор темы вследствие ее актуальности, определение ее возможностей и предмета, на котором будет сосредоточено основное внимание → затем выяснение границ изученного и неизученного в рамках темы → на этом основании определение цели и задач исследования → уточнение круга источников, необходимых для решения задач → определение методов изучения источников.