2.2 Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, ее реферирования и конспектирования  можно  приступать к выработке гипотезы.

Это один из самых от­ветственных моментов работы над исследованием.

Сначала обратимся к определению самого понятия. 

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза оп­ределяется как научно обоснованное предположение о непосред­ственно наблюдаемом явлении.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

Проверить гипотезу – это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Процесс формули­рования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше со­ставить ее рабочий вариант — как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного ко­личества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной гипотезы.

Гипотеза исследовательской работы сопровождает весь процесс исследования от начала и до конца. Во введении дается формулировка гипотезы, которая доказывается или опровергается в ходе анализа теоретических сведений и фактов по теме, собранных в первой главе и находит положительное или отрицательное отражение в результате проведённых опытов и исследований, выполненных расчётов во втором разделе.

Гипотеза, как утверждение, требующее доказательства, должна иметь повествовательную (утвердительную) форму. Нежелательно, чтобы гипотеза звучала как вопрос. В виде вопроса обычно формулируется проблема, а гипотеза – это предполагаемый ответ на вопрос.

Мы приводим в качестве рекомендаций небольшой список «скелетиков» гипотез, классифицированных аналогично целям. Следует обратить внимание на условное обозначение *. Этим значком обозначены фрагменты текста, которые должны содержать конкретную информацию (об объекте и предмете исследования, различных факторах, характеристиках, параметрах и т.д.).

Сравнительные

  • * и * имеют сходство по следующим признакам: * * *.
  • * и * отличаются по признакам: * * *.  

Аналитические

  • * имеет следующую структуру: *.
  • Наиболее важными показателями (характеристиками, формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т.д.)   * являются * * * *.
  • * устроено так *.

Дедуктивные

  • Система ценностей героя данного произведения искусства позволяет предположить, что он близко знаком с философией *.
  • Характерной особенностью поведения подростка начала 21 века является *.
  • Наблюдаемый феномен * является частным случаем *.
  • * не является *.
  • Специфика проявления * в * заключается в *.
  • * представляет собой частный случай *.

Классификационные

  • Изучаемые явления имеют следующую типологию: *.
  • Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): *.
  • Основанием для классификации данных явлений служит *.

Задачи связи и отношения

  • * связано (связан, связаны, связана) с *.
  • Влияние * на * опосредовано * (происходит через *).
  • * влияет на * таким образом: * (вариант: * зависит от *).
  • Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.

Причинно-следственные (как частный случай предыдущего)

  • Если применить * и *, то получим *.
  • * поведение * является следствием влияния *.
  • Замена * на * приведет к *.
  • * влияет на *.
  • * обусловлено действием *.
  • * * и * детерминирует *.
  • Влияние * на * происходит опосредованно, через фактор *.  

Оценочные

  • Использование формулы * вместо формулы * в решении задачи * позволит повысить эффективность (точность) решения.
  • Использование прибора * вместо прибора * для измерения * в условиях * позволит точнее предсказывать *.
  • Данное описание более полное (интересное, эмоциональное, глубокое, актуальное, надежное, научное и т.д.), чем *
  • * должно (не должно) быть * (или не *).
  • * эффективно для * в условиях *.
  • Преимущество * перед * состоит в том, что *.

Алгоритмические

  • Последовательность операций должна строиться так: *.
  • Программа обработки данных * должна включать в себя *.
  • Есть необходимость изменить алгоритм так: *.
  • Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой операции (действия, средства) * позволит изменить результат в требуемую сторону.

Технологические

  • Для получения требуемого результата * использовать лучше, чем *.
  • Технология * может строиться так: *.
  • Технология * должна включать в себя * (это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операцию и т.д.).
  • Технология * не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).

Системные

  • Структурными единицами (составными частями) * являются *.
  • * будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении *.
  • Иерархия элементов (связей) системы будет следующей *.
  • Системообразующим элементом в изучаемом явлении будет *.

Индуктивные (обобщения)

  • Механизм (принцип действия) * устроен так: *.
  • Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность *.
  • На основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать, что * (это м.б. формула, правило, закон, определение).
  • Все * являются *.
Previous Article
Next Article