2.2 Определение гипотезы
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, ее реферирования и конспектирования можно приступать к выработке гипотезы.
Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием.
Сначала обратимся к определению самого понятия.
В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.
Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
Проверить гипотезу – это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант — как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной гипотезы.
Гипотеза исследовательской работы сопровождает весь процесс исследования от начала и до конца. Во введении дается формулировка гипотезы, которая доказывается или опровергается в ходе анализа теоретических сведений и фактов по теме, собранных в первой главе и находит положительное или отрицательное отражение в результате проведённых опытов и исследований, выполненных расчётов во втором разделе.
Гипотеза, как утверждение, требующее доказательства, должна иметь повествовательную (утвердительную) форму. Нежелательно, чтобы гипотеза звучала как вопрос. В виде вопроса обычно формулируется проблема, а гипотеза – это предполагаемый ответ на вопрос.
Мы приводим в качестве рекомендаций небольшой список «скелетиков» гипотез, классифицированных аналогично целям. Следует обратить внимание на условное обозначение *. Этим значком обозначены фрагменты текста, которые должны содержать конкретную информацию (об объекте и предмете исследования, различных факторах, характеристиках, параметрах и т.д.).
Сравнительные
- * и * имеют сходство по следующим признакам: * * *.
- * и * отличаются по признакам: * * *.
Аналитические
- * имеет следующую структуру: *.
- Наиболее важными показателями (характеристиками, формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т.д.) * являются * * * *.
- * устроено так *.
Дедуктивные
- Система ценностей героя данного произведения искусства позволяет предположить, что он близко знаком с философией *.
- Характерной особенностью поведения подростка начала 21 века является *.
- Наблюдаемый феномен * является частным случаем *.
- * не является *.
- Специфика проявления * в * заключается в *.
- * представляет собой частный случай *.
Классификационные
- Изучаемые явления имеют следующую типологию: *.
- Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): *.
- Основанием для классификации данных явлений служит *.
Задачи связи и отношения
- * связано (связан, связаны, связана) с *.
- Влияние * на * опосредовано * (происходит через *).
- * влияет на * таким образом: * (вариант: * зависит от *).
- Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.
Причинно-следственные (как частный случай предыдущего)
- Если применить * и *, то получим *.
- * поведение * является следствием влияния *.
- Замена * на * приведет к *.
- * влияет на *.
- * обусловлено действием *.
- * * и * детерминирует *.
- Влияние * на * происходит опосредованно, через фактор *.
Оценочные
- Использование формулы * вместо формулы * в решении задачи * позволит повысить эффективность (точность) решения.
- Использование прибора * вместо прибора * для измерения * в условиях * позволит точнее предсказывать *.
- Данное описание более полное (интересное, эмоциональное, глубокое, актуальное, надежное, научное и т.д.), чем *
- * должно (не должно) быть * (или не *).
- * эффективно для * в условиях *.
- Преимущество * перед * состоит в том, что *.
Алгоритмические
- Последовательность операций должна строиться так: *.
- Программа обработки данных * должна включать в себя *.
- Есть необходимость изменить алгоритм так: *.
- Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой операции (действия, средства) * позволит изменить результат в требуемую сторону.
Технологические
- Для получения требуемого результата * использовать лучше, чем *.
- Технология * может строиться так: *.
- Технология * должна включать в себя * (это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операцию и т.д.).
- Технология * не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).
Системные
- Структурными единицами (составными частями) * являются *.
- * будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении *.
- Иерархия элементов (связей) системы будет следующей *.
- Системообразующим элементом в изучаемом явлении будет *.
Индуктивные (обобщения)
- Механизм (принцип действия) * устроен так: *.
- Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность *.
- На основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать, что * (это м.б. формула, правило, закон, определение).
- Все * являются *.