2.3 Цель и задачи исследования
Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию – определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы.
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Задачи — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы с начала до конца, в рамках взятой темы и поставленной цели.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» или «Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?»
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как из описания их решения в дальнейшем будет состоять содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Цель формулируется одна, а задач, которые должны быть своего рода ступенями на пути к достижению цели, намечают несколько.
В ходе работы над исследованием формулировки цели и задач могут корректироваться.
Чтобы проще было сформулировать цель или задачу, ее можно сначала представить в виде вопроса, требующего ответа, а затем конвертировать этот вопрос в повествовательное предложение.
Не может быть ни целью, ни задачей исследования «описание» какого-либо процесса или явления, «демонстрация» его особенностей и т.п.
Недопустимо также формулировать цель и задачи исследования в понятиях процесса, а не результата. «Изучение», «рассмотрение», «анализ» не могут быть ни целью, ни задачей, это способы достижения цели и решения задач.
«Изучать», «рассматривать» и «анализировать» можно сколь угодно долго и бесплодно, а вот такие цели и задачи, как «выявить», «определить», «выяснить», «установить», «уточнить» и другие того же рода, предполагают результат – получение определенного знания.
Ниже приводятся варианты формулировок (список далеко не полон) в соответствии с мыслительными операциями. Следует обратить внимание на условное обозначение *. Этим значком обозначены фрагменты текста, которые должны содержать конкретную информацию (об объекте и предмете исследования, различных факторах, характеристиках, параметрах и т.д.).
Сравнительные
- Выявить общее и особенное в сравнении * и *.
Аналитические (описательные)
- Составить список характеристик (параметров, критериев) для описания (оценки) *.
- Выявить компоненты *.
- Вычленить * составляющую в * явлении по всем параметрам.
Дедуктивные
Это название условно, так как цели в данном разделе в основном предполагают исследование частного проявления общего закона, а дедуктивные методы в целом охватывают гораздо более широкий класс целей.
- Восстановить недостающее звено в общей картине, определяемой известными закономерностями (задача Шерлока Холмса – восстановить личность преступника, опираясь на знание ряда закономерностей, определяющих преступление – психологических, химических, пространственно-временных и т.д.).
- Апробировать известную формулу (правило, закономерность, прибор, алгоритм) на материале * (или в ситуации *).
- Обосновать необходимость * для *.
- Выявить формы проявления * в ситуации *.
- Применить классификацию * к *.
- Модифицировать известный алгоритм (тест, прибор, правило) для *.
- Исследовать уровень и характер проявления * в различных аспектах.
- Провести экспериментальное (эмпирическое) подтверждение закономерности * в *.
- Опознать объект *.
- Найти признаки, сочетание которых определяет принадлежность * к соответствующему классу.
- Распознать видоизмененные и искаженные объекты (животных, явлений, текстов и т.д) как принадлежащие к определенному роду, виду, парадигме.
Классификационные
- Классифицировать * * * * по признакам *.
- Найти основания классификации *.
Задачи связи и отношения
- Выявить взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое и т.д.) между * * * *.
- Выявить (и описать) основные механизмы взаимодействия (взаимосвязи, осуществления, получения * *.
- Показать связь между * и *.
- Определить соотношение * и *.
- Определить характер связи (связей) между * и *.
- Определить специфику связей между * и *.
Причинно-следственные (как частный случай предыдущего)
- Выявить факторы, влияющие на *.
- Выявить препятствия к осуществлению (реализации, развитию, проявлению) *
- Выявить причины возникновения *.
Оценочные
- Обосновать эффективность * в условиях *.
- Обосновать бόльшую эффективность *, чем *, для *.
- Обосновать необходимость (или необязательность) * для *.
- Оценить продукт (результат, факт, текст, объект, работу, процесс и т.д.) по готовым или выявленным характеристикам (интересно, эмоционально, глубоко, актуально, надежно, научно и т.д.).
- Выявить (показать) роль * в *.
Алгоритмические
- Выстроить алгоритм *.
- Написать программу *.
- Разработать алгоритм для измерения (получения, выявления, сравнения, создания и т.д.) *.
- Разработать технологический этап (операцию) для * в соответствии с требованиями исходного алгоритма.
Технологические
- Разработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализа, измерения, получения и т.д.) *.
Системные
- Проранжировать (расставить приоритеты, выявить главное и второстепенное) совокупность * * * *.
- Выявить сочетание факторов (какие, как связаны, сколько), обуславливающих результат.
- Построить модель *.
- Описать явление * как систему.
- Создать систему (знаний, приемов, форм, представлений и т.д.), дающую принципиально новый результат.
Индуктивные (обобщения)
- Вывести формулу на основании эмпирических данных.
- Сформулировать закономерность, описывающую ряд известных фактов.
Содержание задач определяет методы, которые вы будете применять к изучению информационного ресурса.