2.3 Цель и задачи исследования

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготов­ки к исследованию – определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по кото­рым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы дос­тичь исследователь при завершении своей работы.

Задачи — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы с начала до конца, в рамках взятой темы и поставленной цели.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» или «Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?»

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как из описания их решения в дальнейшем будет состоять содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Цель формулируется одна, а задач, которые должны быть своего рода ступенями на пути к достижению цели, намечают несколько.

В ходе работы над исследованием формулировки цели и задач могут корректироваться.

Чтобы проще было сформулировать цель или задачу, ее можно сначала представить в виде вопроса, требующего ответа, а затем конвертировать этот вопрос в повествовательное предложение.

Не может быть ни целью, ни задачей исследования «описание» какого-либо процесса или явления, «демонстрация» его особенностей и т.п.

Недопустимо также формулировать цель и задачи исследования в понятиях процесса, а не результата. «Изучение», «рассмотрение», «анализ» не могут быть ни целью, ни задачей, это способы достижения цели и решения задач.

«Изучать», «рассматривать» и «анализировать» можно сколь угодно долго и бесплодно, а вот такие цели и задачи, как «выявить», «определить», «выяснить», «установить», «уточнить» и другие того же рода, предполагают результат – получение определенного знания.

Ниже приводятся варианты формулировок (список далеко не полон) в соответствии с мыслительными операциями. Следует обратить внимание на условное обозначение *. Этим значком обозначены фрагменты текста, которые должны содержать конкретную информацию (об объекте и предмете исследования, различных факторах, характеристиках, параметрах и т.д.).

Сравнительные

  • Выявить общее и особенное в сравнении * и *.

Аналитические (описательные)

  • Составить список характеристик (параметров, критериев) для описания (оценки) *.
  • Выявить компоненты *.
  • Вычленить * составляющую в * явлении по всем параметрам.

Дедуктивные

Это название условно, так как цели в данном разделе в основном предполагают исследование частного проявления общего закона, а дедуктивные методы в целом охватывают гораздо более широкий класс целей.

  • Восстановить недостающее звено в общей картине, определяемой известными закономерностями (задача Шерлока Холмса – восстановить личность преступника, опираясь на знание ряда закономерностей, определяющих преступление – психологических, химических, пространственно-временных и т.д.).
  • Апробировать известную формулу (правило, закономерность, прибор, алгоритм) на материале * (или в ситуации *).
  • Обосновать необходимость * для *.
  • Выявить формы проявления * в ситуации *.
  • Применить классификацию * к *.
  • Модифицировать известный алгоритм     (тест, прибор, правило) для *.
  • Исследовать уровень и характер проявления * в различных аспектах.
  • Провести экспериментальное (эмпирическое) подтверждение закономерности * в *.
  • Опознать объект *.
  • Найти признаки, сочетание которых определяет принадлежность * к соответствующему классу.
  • Распознать видоизмененные и искаженные объекты (животных, явлений, текстов и т.д) как принадлежащие к определенному роду, виду, парадигме.

Классификационные

  • Классифицировать * * * * по признакам *.
  • Найти основания классификации *.

Задачи связи и отношения

  • Выявить взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое и т.д.) между * * * *.
  • Выявить (и описать) основные механизмы взаимодействия (взаимосвязи, осуществления, получения * *.
  • Показать связь между * и *.
  • Определить соотношение * и *.
  • Определить характер связи (связей) между * и *.
  • Определить специфику связей между * и *.

Причинно-следственные (как частный случай предыдущего)

  • Выявить факторы, влияющие на *.
  • Выявить препятствия к осуществлению (реализации, развитию, проявлению) *
  • Выявить причины возникновения *.

Оценочные

  • Обосновать эффективность * в условиях *.
  • Обосновать бόльшую эффективность *, чем *, для *.
  • Обосновать необходимость (или необязательность) * для *.
  • Оценить продукт (результат, факт, текст, объект, работу, процесс и т.д.) по готовым или выявленным характеристикам (интересно, эмоционально, глубоко, актуально, надежно, научно и т.д.).
  • Выявить (показать) роль * в *.

Алгоритмические

  • Выстроить алгоритм *.
  • Написать программу *.
  • Разработать алгоритм для измерения (получения, выявления, сравнения, создания и т.д.) *.
  • Разработать технологический этап (операцию) для * в соответствии с требованиями исходного алгоритма.

Технологические

  • Разработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализа, измерения, получения и т.д.) *.

Системные

  • Проранжировать (расставить приоритеты, выявить главное и второстепенное) совокупность * * * *.
  • Выявить сочетание факторов (какие, как связаны, сколько), обуславливающих результат.
  • Построить модель *.
  • Описать явление * как систему.
  • Создать систему (знаний, приемов, форм, представлений и т.д.), дающую принципиально новый результат.

Индуктивные (обобщения)

  • Вывести формулу на основании эмпирических данных.
  • Сформулировать закономерность, описывающую ряд известных фактов.

Содержание задач определяет методы, которые вы будете применять к изучению информационного ресурса.