2.4 Выбор методов исследования

Задачи исследования определяют его методы, то есть те приемы и способы, которыми пользуются исследователь. Метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные.

Общие методы – анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др. Специальные методы применяются для решения специальных проблем конкретных наук. Например, в физике и химии используется метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ; в математике – методы интервалов и математической индукции; в гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью.

Общие методы, в отличие от специальных, используются в самых различных по предмету науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы.

Теоретические методы

  1. Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.
  2. Абстрагирование состоит в мыслительном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс абстрагирования – это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции).
  3. Анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза не изолированы друг от друга, сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса.
  4. Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.

Эмпирические методы

  1.  Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.
  2. Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.
  3.  Эксперимент – предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Математические методы:

  1. статистические методы;
  2. методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
  3. методы и модели динамического программирования;
  4. методы и модели массового обслуживания;
  5. метод визуализации данных (функции, графики и т.д.).

В учебно-исследовательских работах  принято обосновывать выбор методов исследования во введении. При этом надо показать, для чего применен тот или иной метод.

Например:

Данная работа выполнена на основе различных методов исторического исследования, комплексное применение которых позволяет рассмотреть основные аспекты проблемы … Базовыми из них являются хронологический метод (описание явлений и событий во временной последовательности) и историко-генетический метод (установление каузальных связей между … событиями и явлениями). Их использование дает возможность проследить динамику развития… во взаимосвязи с меняющейся внутриполитической конъюнктурой… Историко-типологический метод позволил выявить причины возникновения и общие закономерности проявления …  тенденций, а также сочетания факторов, влияющих на их интенсивность и продолжительность. Историко-сравнительный метод, заключающийся в сравнении … применялся для анализа различных аспектов…

Previous Article
Next Article