Критерии оценивания индивидуального проекта

Здесь приводятся критерии оценивания индивидуального проекта, выполняемого учащимися 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Методические рекомендации Министерства просвещения ПМР).

В процессе выполнения индивидуального проекта обучающийся демонстрирует уровень овладения универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными и коммуникативными).

В целях объективного оценивания уровня развития универсальных учебных действий выпускника средней (полной) школы целесообразна оценка каждого из УУД по критериям в баллах от 1 до 3.

При этом базовый уровень развития критерия-умения оценивается 1 баллом, повышенный уровень владения критерием-умением — 2 баллами, а высокий уровень владения умением — 3 баллами.

Обратите внимание, что оценка сформированности уровня ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий рассматривается и как оценка самого индивидуального проекта, что фиксируется в виде отметки.

Таблица соответствия уровня сформированности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий оценке индивидуального проекта

БаллыУровень  познавательных УУДОценка индивидуального проектаОтметка индивидуального проекта
5-9 балловБазовый уровень«Удовлетворительно»«3»
10-14 балловПовышенный уровень«Хорошо»«4»
15 балловВысокий уровень«Отлично»«5»

Шкала определения уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 11 класса при оценивании индивидуального проекта

1.Сформированность РЕГУЛЯТИВНЫХ универсальных учебных действий (до 6 баллов)

Критерий 1 – умение планировать познавательную деятельность.

Критерий 2 – умение управлять своей познавательной деятельностью.

1-3 балла — базовый уровень;

4-5 баллов — повышенный уровень;

6 баллов — высокий уровень.

2.Сформированность КОММУНИКАТИВНЫХ универсальных учебных действий (до 9 баллов)

Критерий 1 – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Критерий 2 – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Критерий 3 – умение разрешать конфликты.

3-5 балла — базовый уровень;

6-8 баллов — повышенный уровень;

9 баллов — высокий уровень.

3.Сформированность ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий (до 15 баллов)

Критерий 1 – умение работать с разными источниками информации.

Критерий 2 – умение структурировать результаты исследования на основе собранных данных.

Критерий 3 – умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений.

Критерий 4 – умение отбирать и интерпретировать информацию (критическое мышление).

Критерий 5 – умение формулировать и решать проблему.

5-9 баллов — базовый уровень;

10-14 баллов — повышенный уровень;

15 баллов — высокий уровень.

(Ниже подробное описание критериев по уровням)

Оценка процесса выполнения учебного проекта и учебного исследования

  1. Показатель — сформированность РЕГУЛЯТИВНЫХ универсальных учебных действий.

Сформированность регулятивных универсальных учебных действий оценивает как руководитель индивидуального проекта, так и комиссия (индикатор «г» критерия 2*).

Критерий 1 — умение планировать познавательную деятельность

Базовый уровень (1 балл)

Самостоятельно составляет план своей познавательной деятельности:

а) формулирует цель как результат деятельности;

б) формулирует задачи по достижению цели, однако круг выделенных задач неполный или включает в себя лишние, не способствующие достижению цели;

в) прогнозирует промежуточные результаты выполнения отдельных задач, системного прогнозирования не наблюдается.

Повышенный уровень (2 балла)

Самостоятельно составляет план своей познавательной   деятельности:

а) формулирует цель как результат деятельности;

б) формулирует весь круг задач по достижению цели, но отсутствует логическая последовательность их достижения, присутствует смысловое дублирование уже сформулированных;

в) прогнозирует промежуточные результаты выполнения каждой задачи, некоторые из них нечетко сформулированы.

Высокий уровень (3 балла)

Самостоятельно составляет план своей познавательной деятельности:

а) формулирует цель как результат деятельности;

б) формулирует весь круг задач по достижению цели;

в) прогнозирует конкретные промежуточные результаты выполнения каждой задачи.

Критерий 2 — умение управлять своей познавательной деятельностью

Базовый уровень (1 балл)

Самостоятельно управляет своей познавательной деятельностью:

а) контролирует соответствие выбранного способа действия и полученного результата с прогнозируемым эталоном, однако затрудняется одновременно совершать учебные действия и контролировать их;

б) осуществляет коррекцию плана и способов действия в случае расхождения их с ожидаемым результатом при помощи эталона;

в) оценивает качество и уровень усвоения, исходя из известных ему способов действий;

г) * регламент выступления на защите соответствует установленным нормам и не превышает их.

Повышенный уровень (2 балла)

Самостоятельно управляет своей познавательной деятельностью:

а) контролирует соответствие выбранного способа действия и полученного результата с прогнозируемым эталоном, самостоятельно находит и своевременно устраняет ошибки;

б) осуществляет коррекцию плана и способов действия в случае расхождения их с ожидаемым результатом, но затрудняется в выборе наиболее эффективных способов;

в) оценивает качество и уровень усвоения, способен оценить верность или ошибочность своих действий на промежуточных этапах;

г) * регламент выступления на защите соответствует установленным нормам и не превышает их.

Высокий уровень (3 балла)

Самостоятельно управляет своей познавательной деятельностью:

а) контролирует соответствие выбранного способа действия и полученного результата с прогнозируемым эталоном, практически не совершая ошибок;

б) осуществляет коррекцию плана и способов действия в случае расхождения их с ожидаемым результатом на каждом этапе;

в) оценивает качество и уровень усвоения, способен обосновать выбор действий, соотнося их с результатом;

г) * регламент выступления на защите соответствует установленным нормам.

*Индикатор может быть оценен в процессе защиты проекта комиссией.

2. Оценка публичной защиты результатов исследования и продукта проекта

Показатель — сформированность КОММУНИКАТИВНЫХ универсальных учебных действий.

Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий оценивает комиссия по итогам защиты проекта.

Критерий 1 — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

Базовый уровень (1 балл)

а) культура монологической речи развита слабо, отмечаются неоправданные паузы, повторы и сбивчивые фразы, иногда в речи наравне с деловой используется разговорная лексика;

б) присутствуют единичные немотивированные отступления от заявленной темы;

в) аргументы в выступлении в целом убедительны;

г) содержание отдельных элементов выступления дает общее представление о проекте.

Повышенный уровень (2 балла)

а) в целом присутствует культура монологической речи (иногда возможны неоправданные паузы, повторов и сбивчивых фраз в речи нет), речь четкая, лаконичная, лексика деловая;

б) немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют;

в) мысли выражены логично и последовательно, аргументы в выступлении убедительны;

г) содержание всех элементов выступления дает представление о проекте.

Высокий уровень (3 балла)

а) присутствует культура монологической речи (нет неоправданных пауз, повторов слов, сбивчивых фраз), речь четкая, лаконичная, лексика деловая;

б) немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют;

в) мысли выражены логично и последовательно, аргументы в выступлении убедительны;

г) содержание всех элементов выступления дает представление о проекте.

Критерий 2 – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

Базовый уровень (1 балл)

а) обучающийся дает краткие ответы на вопросы по теме индивидуального проекта;

б) в диалог со слушателями не вступает;

в) в подавляющем большинстве ответов аргументы убедительны;

г) ответами демонстрирует общее осмысление представленной информации (затрудняется привести примеры или приведенные примеры единичны).

Повышенный уровень (2 балла)

а) обучающийся дает развернутые ответы на вопросы по теме индивидуального проекта, вместе с тем могут быть и краткие ответы;

б) может вступать в диалог со слушателями;

в) мысли в диалогах выражены логично и последовательно, аргументы в ответах убедительны;

г) в целом ответами демонстрирует самостоятельное осмысление представленной информации (приводит отдельные примеры на основе своей работы).

Высокий уровень (3 балла)

а) обучающийся дает развернутые ответы на вопросы по теме индивидуального проекта;

б) может вступать в диалог со слушателями;

в) мысли в диалогах выражены логично и последовательно, аргументы в ответах убедительны;

г) ответами демонстрирует самостоятельное осмысление представленной информации (приводит различные примеры на основе своей работы).

Критерий 3 – умение разрешать конфликты

Базовый уровень (1 балл)

а) старается поддерживать диалог в эмоционально ровном тоне, однако может перебить собеседника или не дослушать реплику;

б) в целом демонстрирует равноправные отношения и взаимное уважение к мнению собеседника.

Повышенный уровень (2 балла)

а) как правило, поддерживает диалог в эмоционально ровном тоне;

б) демонстрирует равноправные отношения, взаимное уважение и принятие собеседника, его мнения, его рекомендации.

Высокий уровень (3 балла)

а) всегда поддерживает диалог в эмоционально ровном тоне, в равноправных отношениях и взаимном уважении и принятии собеседника, его мнения, его рекомендации.

3.Оценка текстового документа

Показатель — сформированность ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий.

Сформированность познавательных универсальных учебных действий оценивает, как руководитель индивидуального проекта (отражает свои выводы в отзыве), так и комиссия в процессе защиты проекта.

Следует обратить внимание, что оценка сформированности уровня познавательных универсальных учебных действий рассматривается и как оценка самого индивидуального проекта, что фиксируется в виде отметки.

Критерий 1 – умение работать с разными источниками информации (т.е. осуществлять развернутый информационный поиск)         

Базовый уровень (1 балл)

а) список литературы представляет собой только электронные источники информации, в числе которых статьи периодических изданий;

б) значительная часть источников – только в электронном формате;

в) отсутствуют источники из профессиональных журналов;

г) присутствуют источники на одном из официальных языков Приднестровья (неродном для обучающегося);

д) иностранные источники отсутствуют.

Повышенный уровень (2 балла)

а) список литературы представляет собой разнообразные источники информации, однако преобладают статьи периодических изданий, книги, монографии присутствуют в объеме не более 1/3 всех источников;

б) значительная часть источников – только в электронном формате;

в) в числе источников есть профессиональные журналы;

г) присутствуют источники на одном из официальных языков Приднестровья (неродном для обучающегося);

д) иностранные источники отсутствуют.

Высокий уровень (3 балла)

а) список литературы представляет собой разнообразные источники информации (статьи периодических изданий, книги, монографии) в текстовом и электронном формате;

б) в числе источников есть профессиональные журналы;

в) присутствуют источники на одном из официальных языков Приднестровья (неродном для обучающегося);

г) использованы иностранные источники.

Критерий 2 — умение структурировать результаты исследования на основе собранных данных

Базовый уровень (1 балл)

а) содержание разделов и параграфов (при наличии) в целом соответствует плану (раскрывает раздел или параграф в общих чертах);

б) в текстах параграфов отмечаются необоснованные отступления и лишняя информация;

в) название отдельных разделов или параграфов в оглавлении и в тексте не идентичны, имеются разночтения.

Повышенный уровень (2 балла)

а) содержание разделов и параграфов (при наличии) соответствует плану (т.е. раскрывает раздел или параграф);

б) в текстах параграфов нет необоснованных отступлений и лишней информации;

в) название отдельных разделов или параграфов в оглавлении и в тексте не идентичны, имеются разночтения.

Высокий уровень (3 балла)

а) содержание разделов и параграфов (при наличии) соответствует плану (т.е. раскрывает раздел или параграф);

б) в текстах параграфов нет необоснованных отступлений и лишней информации;

в) название разделов и параграфов в оглавлении и в тексте идентичны, нет разночтений.

Критерий 3 — умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений

Базовый уровень (1 балл)

а) отдельные рисунки, графики, схемы, фотографии и др. визуальные источники информации могут быть оформлены с нарушением установленных требований могут быть расположены на удалении от текста, который поясняют или иллюстрируют;

б) в работе присутствует единичный иллюстративный материал, который не отражает важные результаты исследования или проекта, его присутствие в тексте необоснованно и отвлекает от главного.

Повышенный уровень (2 балла)           

а) отдельные рисунки, графики, схемы, фотографии и др. визуальные источники информации не имеют названия, но расположены непосредственно под текстом, который они иллюстрируют;

б) весь иллюстративный материал отражает наиболее важные результаты исследования или проекта, их присутствие в тексте целесообразно.

Высокий уровень (3 балла)     

а) все рисунки, графики, схемы, фотографии и др. визуальные источники информации имеют названия и расположены непосредственно под текстом, который они иллюстрируют;

б) весь иллюстративный материал отражает наиболее важные результаты исследования или проекта, их присутствие в тексте целесообразно.

Критерий 4 – умение отбирать и интерпретировать информацию (критически оценивать и интерпретировать)

Базовый уровень (1 балл)

а) работа не содержит личных размышлений, замечаний, аналитических выкладок, сопоставлений разных фактов или мнений, их сравнение и др.;

б) в работе нет авторских прогнозов, предположений, текст представляет собой нетворческое обращение к теме;

в) выводы по итогам выполненной работы не согласованы с поставленными задачами.

Повышенный уровень (2 балла)

а) работа содержит размышления описательного характера, присутствуют точки зрения разных авторов, есть анализ разных позиций (подходов) на исследуемую проблему;

б) в работе не использованы возможности творческого подхода: личные предположения, прогнозы, позиции по установленным фактам;

в) выводы по итогам выполненной работы согласованы с поставленными задачами.

Высокий уровень (3 балла)     

а) работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта (присутствуют собственные замечания, личные комментарии, прогнозы и сопоставления разных позиций авторов);

б) предложены возможные перспективы дальнейшей работы над темой;

в) выводы по итогам выполненной работы согласованы с поставленными задачами.

Критерий 5 – умение формулировать и решать проблему

Базовый уровень (1 балл)

а) актуальность обоснована частными потребностями в конкретной сфере познания;

б) цель сформулирована как процесс учебного исследования или учебного проекта;

в) сформулированных задач недостаточно, чтобы достичь цели, или присутствуют смысловые дублирования;

г) результат решения поставленных задач в выводах не отражается;

д) практическая значимость решенной проблемы сформулирована в общих чертах.

Повышенный уровень (2 балла)

а) актуальность проблемы обоснована существующими противоречиями в конкретной сфере познания;

б) цель сформулирована как результат учебного исследования или учебного проекта;

в) сформулированных задач достаточно, чтобы достичь цели, но могут присутствовать смысловые дублирования;

г) результат решения поставленных задач в выводах подтверждается в общих чертах;

д) выделена практическая значимость решенной проблемы.

Высокий уровень (3 балла)     

а) актуальность проблемы обоснована существующими противоречиями в конкретной сфере познания или ее запросами;

б) цель сформулирована как результат учебного исследования или учебного проекта;

в) сформулированных задач достаточно, чтобы достичь цели;

г) решены все поставленные задачи, чему есть в выводах подтверждение по каждой задаче;

д) выделена практическая значимость решенной проблемы.

Previous Article
Next Article