Критерии оценивания индивидуального проекта
Здесь приводятся критерии оценивания индивидуального проекта, выполняемого учащимися 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Методические рекомендации Министерства просвещения ПМР).
В процессе выполнения индивидуального проекта обучающийся демонстрирует уровень овладения универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными и коммуникативными).
В целях объективного оценивания уровня развития универсальных учебных действий выпускника средней (полной) школы целесообразна оценка каждого из УУД по критериям в баллах от 1 до 3.
При этом базовый уровень развития критерия-умения оценивается 1 баллом, повышенный уровень владения критерием-умением — 2 баллами, а высокий уровень владения умением — 3 баллами.
Обратите внимание, что оценка сформированности уровня ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий рассматривается и как оценка самого индивидуального проекта, что фиксируется в виде отметки.
Таблица соответствия уровня сформированности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий оценке индивидуального проекта
Баллы | Уровень познавательных УУД | Оценка индивидуального проекта | Отметка индивидуального проекта |
5-9 баллов | Базовый уровень | «Удовлетворительно» | «3» |
10-14 баллов | Повышенный уровень | «Хорошо» | «4» |
15 баллов | Высокий уровень | «Отлично» | «5» |
Шкала определения уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 11 класса при оценивании индивидуального проекта
1.Сформированность РЕГУЛЯТИВНЫХ универсальных учебных действий (до 6 баллов)
Критерий 1 – умение планировать познавательную деятельность.
Критерий 2 – умение управлять своей познавательной деятельностью.
1-3 балла — базовый уровень;
4-5 баллов — повышенный уровень;
6 баллов — высокий уровень.
2.Сформированность КОММУНИКАТИВНЫХ универсальных учебных действий (до 9 баллов)
Критерий 1 – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Критерий 2 – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Критерий 3 – умение разрешать конфликты.
3-5 балла — базовый уровень;
6-8 баллов — повышенный уровень;
9 баллов — высокий уровень.
3.Сформированность ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий (до 15 баллов)
Критерий 1 – умение работать с разными источниками информации.
Критерий 2 – умение структурировать результаты исследования на основе собранных данных.
Критерий 3 – умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений.
Критерий 4 – умение отбирать и интерпретировать информацию (критическое мышление).
Критерий 5 – умение формулировать и решать проблему.
5-9 баллов — базовый уровень;
10-14 баллов — повышенный уровень;
15 баллов — высокий уровень.
(Ниже подробное описание критериев по уровням)
Оценка процесса выполнения учебного проекта и учебного исследования
- Показатель — сформированность РЕГУЛЯТИВНЫХ универсальных учебных действий.
Сформированность регулятивных универсальных учебных действий оценивает как руководитель индивидуального проекта, так и комиссия (индикатор «г» критерия 2*).
Критерий 1 — умение планировать познавательную деятельность
Базовый уровень (1 балл)
Самостоятельно составляет план своей познавательной деятельности:
а) формулирует цель как результат деятельности;
б) формулирует задачи по достижению цели, однако круг выделенных задач неполный или включает в себя лишние, не способствующие достижению цели;
в) прогнозирует промежуточные результаты выполнения отдельных задач, системного прогнозирования не наблюдается.
Повышенный уровень (2 балла)
Самостоятельно составляет план своей познавательной деятельности:
а) формулирует цель как результат деятельности;
б) формулирует весь круг задач по достижению цели, но отсутствует логическая последовательность их достижения, присутствует смысловое дублирование уже сформулированных;
в) прогнозирует промежуточные результаты выполнения каждой задачи, некоторые из них нечетко сформулированы.
Высокий уровень (3 балла)
Самостоятельно составляет план своей познавательной деятельности:
а) формулирует цель как результат деятельности;
б) формулирует весь круг задач по достижению цели;
в) прогнозирует конкретные промежуточные результаты выполнения каждой задачи.
Критерий 2 — умение управлять своей познавательной деятельностью
Базовый уровень (1 балл)
Самостоятельно управляет своей познавательной деятельностью:
а) контролирует соответствие выбранного способа действия и полученного результата с прогнозируемым эталоном, однако затрудняется одновременно совершать учебные действия и контролировать их;
б) осуществляет коррекцию плана и способов действия в случае расхождения их с ожидаемым результатом при помощи эталона;
в) оценивает качество и уровень усвоения, исходя из известных ему способов действий;
г) * регламент выступления на защите соответствует установленным нормам и не превышает их.
Повышенный уровень (2 балла)
Самостоятельно управляет своей познавательной деятельностью:
а) контролирует соответствие выбранного способа действия и полученного результата с прогнозируемым эталоном, самостоятельно находит и своевременно устраняет ошибки;
б) осуществляет коррекцию плана и способов действия в случае расхождения их с ожидаемым результатом, но затрудняется в выборе наиболее эффективных способов;
в) оценивает качество и уровень усвоения, способен оценить верность или ошибочность своих действий на промежуточных этапах;
г) * регламент выступления на защите соответствует установленным нормам и не превышает их.
Высокий уровень (3 балла)
Самостоятельно управляет своей познавательной деятельностью:
а) контролирует соответствие выбранного способа действия и полученного результата с прогнозируемым эталоном, практически не совершая ошибок;
б) осуществляет коррекцию плана и способов действия в случае расхождения их с ожидаемым результатом на каждом этапе;
в) оценивает качество и уровень усвоения, способен обосновать выбор действий, соотнося их с результатом;
г) * регламент выступления на защите соответствует установленным нормам.
*Индикатор может быть оценен в процессе защиты проекта комиссией.
2. Оценка публичной защиты результатов исследования и продукта проекта
Показатель — сформированность КОММУНИКАТИВНЫХ универсальных учебных действий.
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий оценивает комиссия по итогам защиты проекта.
Критерий 1 — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
Базовый уровень (1 балл)
а) культура монологической речи развита слабо, отмечаются неоправданные паузы, повторы и сбивчивые фразы, иногда в речи наравне с деловой используется разговорная лексика;
б) присутствуют единичные немотивированные отступления от заявленной темы;
в) аргументы в выступлении в целом убедительны;
г) содержание отдельных элементов выступления дает общее представление о проекте.
Повышенный уровень (2 балла)
а) в целом присутствует культура монологической речи (иногда возможны неоправданные паузы, повторов и сбивчивых фраз в речи нет), речь четкая, лаконичная, лексика деловая;
б) немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют;
в) мысли выражены логично и последовательно, аргументы в выступлении убедительны;
г) содержание всех элементов выступления дает представление о проекте.
Высокий уровень (3 балла)
а) присутствует культура монологической речи (нет неоправданных пауз, повторов слов, сбивчивых фраз), речь четкая, лаконичная, лексика деловая;
б) немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют;
в) мысли выражены логично и последовательно, аргументы в выступлении убедительны;
г) содержание всех элементов выступления дает представление о проекте.
Критерий 2 – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности
Базовый уровень (1 балл)
а) обучающийся дает краткие ответы на вопросы по теме индивидуального проекта;
б) в диалог со слушателями не вступает;
в) в подавляющем большинстве ответов аргументы убедительны;
г) ответами демонстрирует общее осмысление представленной информации (затрудняется привести примеры или приведенные примеры единичны).
Повышенный уровень (2 балла)
а) обучающийся дает развернутые ответы на вопросы по теме индивидуального проекта, вместе с тем могут быть и краткие ответы;
б) может вступать в диалог со слушателями;
в) мысли в диалогах выражены логично и последовательно, аргументы в ответах убедительны;
г) в целом ответами демонстрирует самостоятельное осмысление представленной информации (приводит отдельные примеры на основе своей работы).
Высокий уровень (3 балла)
а) обучающийся дает развернутые ответы на вопросы по теме индивидуального проекта;
б) может вступать в диалог со слушателями;
в) мысли в диалогах выражены логично и последовательно, аргументы в ответах убедительны;
г) ответами демонстрирует самостоятельное осмысление представленной информации (приводит различные примеры на основе своей работы).
Критерий 3 – умение разрешать конфликты
Базовый уровень (1 балл)
а) старается поддерживать диалог в эмоционально ровном тоне, однако может перебить собеседника или не дослушать реплику;
б) в целом демонстрирует равноправные отношения и взаимное уважение к мнению собеседника.
Повышенный уровень (2 балла)
а) как правило, поддерживает диалог в эмоционально ровном тоне;
б) демонстрирует равноправные отношения, взаимное уважение и принятие собеседника, его мнения, его рекомендации.
Высокий уровень (3 балла)
а) всегда поддерживает диалог в эмоционально ровном тоне, в равноправных отношениях и взаимном уважении и принятии собеседника, его мнения, его рекомендации.
3.Оценка текстового документа
Показатель — сформированность ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий.
Сформированность познавательных универсальных учебных действий оценивает, как руководитель индивидуального проекта (отражает свои выводы в отзыве), так и комиссия в процессе защиты проекта.
Следует обратить внимание, что оценка сформированности уровня познавательных универсальных учебных действий рассматривается и как оценка самого индивидуального проекта, что фиксируется в виде отметки.
Критерий 1 – умение работать с разными источниками информации (т.е. осуществлять развернутый информационный поиск)
Базовый уровень (1 балл)
а) список литературы представляет собой только электронные источники информации, в числе которых статьи периодических изданий;
б) значительная часть источников – только в электронном формате;
в) отсутствуют источники из профессиональных журналов;
г) присутствуют источники на одном из официальных языков Приднестровья (неродном для обучающегося);
д) иностранные источники отсутствуют.
Повышенный уровень (2 балла)
а) список литературы представляет собой разнообразные источники информации, однако преобладают статьи периодических изданий, книги, монографии присутствуют в объеме не более 1/3 всех источников;
б) значительная часть источников – только в электронном формате;
в) в числе источников есть профессиональные журналы;
г) присутствуют источники на одном из официальных языков Приднестровья (неродном для обучающегося);
д) иностранные источники отсутствуют.
Высокий уровень (3 балла)
а) список литературы представляет собой разнообразные источники информации (статьи периодических изданий, книги, монографии) в текстовом и электронном формате;
б) в числе источников есть профессиональные журналы;
в) присутствуют источники на одном из официальных языков Приднестровья (неродном для обучающегося);
г) использованы иностранные источники.
Критерий 2 — умение структурировать результаты исследования на основе собранных данных
Базовый уровень (1 балл)
а) содержание разделов и параграфов (при наличии) в целом соответствует плану (раскрывает раздел или параграф в общих чертах);
б) в текстах параграфов отмечаются необоснованные отступления и лишняя информация;
в) название отдельных разделов или параграфов в оглавлении и в тексте не идентичны, имеются разночтения.
Повышенный уровень (2 балла)
а) содержание разделов и параграфов (при наличии) соответствует плану (т.е. раскрывает раздел или параграф);
б) в текстах параграфов нет необоснованных отступлений и лишней информации;
в) название отдельных разделов или параграфов в оглавлении и в тексте не идентичны, имеются разночтения.
Высокий уровень (3 балла)
а) содержание разделов и параграфов (при наличии) соответствует плану (т.е. раскрывает раздел или параграф);
б) в текстах параграфов нет необоснованных отступлений и лишней информации;
в) название разделов и параграфов в оглавлении и в тексте идентичны, нет разночтений.
Критерий 3 — умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений
Базовый уровень (1 балл)
а) отдельные рисунки, графики, схемы, фотографии и др. визуальные источники информации могут быть оформлены с нарушением установленных требований могут быть расположены на удалении от текста, который поясняют или иллюстрируют;
б) в работе присутствует единичный иллюстративный материал, который не отражает важные результаты исследования или проекта, его присутствие в тексте необоснованно и отвлекает от главного.
Повышенный уровень (2 балла)
а) отдельные рисунки, графики, схемы, фотографии и др. визуальные источники информации не имеют названия, но расположены непосредственно под текстом, который они иллюстрируют;
б) весь иллюстративный материал отражает наиболее важные результаты исследования или проекта, их присутствие в тексте целесообразно.
Высокий уровень (3 балла)
а) все рисунки, графики, схемы, фотографии и др. визуальные источники информации имеют названия и расположены непосредственно под текстом, который они иллюстрируют;
б) весь иллюстративный материал отражает наиболее важные результаты исследования или проекта, их присутствие в тексте целесообразно.
Критерий 4 – умение отбирать и интерпретировать информацию (критически оценивать и интерпретировать)
Базовый уровень (1 балл)
а) работа не содержит личных размышлений, замечаний, аналитических выкладок, сопоставлений разных фактов или мнений, их сравнение и др.;
б) в работе нет авторских прогнозов, предположений, текст представляет собой нетворческое обращение к теме;
в) выводы по итогам выполненной работы не согласованы с поставленными задачами.
Повышенный уровень (2 балла)
а) работа содержит размышления описательного характера, присутствуют точки зрения разных авторов, есть анализ разных позиций (подходов) на исследуемую проблему;
б) в работе не использованы возможности творческого подхода: личные предположения, прогнозы, позиции по установленным фактам;
в) выводы по итогам выполненной работы согласованы с поставленными задачами.
Высокий уровень (3 балла)
а) работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта (присутствуют собственные замечания, личные комментарии, прогнозы и сопоставления разных позиций авторов);
б) предложены возможные перспективы дальнейшей работы над темой;
в) выводы по итогам выполненной работы согласованы с поставленными задачами.
Критерий 5 – умение формулировать и решать проблему
Базовый уровень (1 балл)
а) актуальность обоснована частными потребностями в конкретной сфере познания;
б) цель сформулирована как процесс учебного исследования или учебного проекта;
в) сформулированных задач недостаточно, чтобы достичь цели, или присутствуют смысловые дублирования;
г) результат решения поставленных задач в выводах не отражается;
д) практическая значимость решенной проблемы сформулирована в общих чертах.
Повышенный уровень (2 балла)
а) актуальность проблемы обоснована существующими противоречиями в конкретной сфере познания;
б) цель сформулирована как результат учебного исследования или учебного проекта;
в) сформулированных задач достаточно, чтобы достичь цели, но могут присутствовать смысловые дублирования;
г) результат решения поставленных задач в выводах подтверждается в общих чертах;
д) выделена практическая значимость решенной проблемы.
Высокий уровень (3 балла)
а) актуальность проблемы обоснована существующими противоречиями в конкретной сфере познания или ее запросами;
б) цель сформулирована как результат учебного исследования или учебного проекта;
в) сформулированных задач достаточно, чтобы достичь цели;
г) решены все поставленные задачи, чему есть в выводах подтверждение по каждой задаче;
д) выделена практическая значимость решенной проблемы.