1.2 Формулирование темы

Очень часто говорят: «Выбор темы  – залог успеха». И это действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования.

Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования, хотя в последствие формулировка будет неоднократно корректироваться. И тема исследования в проблемной форме отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.

Тему следует сформулировать таким образом, чтобы она носила достаточно узкий и обязательно проблемный характер, т.е. обозначала основные контуры проблемного поля − круга и характера тех проблем, которые будут решаться в процессе поисковой и аналитической работы (иначе говоря, тех вопросов, на которые будут отыскиваться ответы).

Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время.

Ее формулировка должна звучать по-новому, не совсем обычно, но не чересчур экстравагантно — иначе возникнут проблемы и с поиском материала, и с его осмыслением.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

Здесь вы можете спросить, а надо ли вообще формулировать тему до завершения исследования. Может подождать, когда, наконец, прояснится и станет понятно что, собственно, мы написали.

Действительно, когда работа уже сложилась, сформулировать к ней заголовок намного проще. Но все же, сделать попытку определения названия следует сейчас, на первых шагах. Другое дело, что законченной и отточенной формулировки может не получиться, и это не должно вас расстраивать. В процессе работы эта формулировка может сильно измениться – то ли мы сами «дозреем», то ли старшие коллеги посоветуют (или даже настоятельно порекомендуют) ее подкорректировать.  

Требования к выбору темы

  • Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем.
  • Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества.
  • Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.
  • Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться.
  • Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область  познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.
  • Тема может иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое),  как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально  представляющие проект. Например: «Когда звонят колокола…(Особенности инфразвукового звучания колоколов)».

Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы:

  • экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.;
  • фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.

Для общего понимания структуры исследовательской работы как процесса и как результата посмотрите это видео.

Светлана Шаповал, кандидат психологических наук, методист Лицея НИУ ВШЭ