1.5 Предварительное определение перечня источников и литературы

Определение научного потенциала темы, объекта и предмета исследования позволяет установить круг материалов, в которых надо искать нужную информацию по теме работы (ее информационный ресурс), и составить предварительный перечень источников и литературы.

Источники – это то, что исследователь изучает, чтобы получить новое знание. В источниках (или первоисточниках − документах, письменных памятниках, мемуарах и других текстовых и нетекстовых материалах) сосредоточена информация, требующая непосредственного анализа для решения поставленных в рамках исследования задач; введение в научный оборот новых источников нередко само по себе представляет вклад в науку.

Литература (вторичные источники) – научные работы предшественников по освоению той же или смежной проблематики, содержащие уже готовое знание. Из этих работ можно узнать, какие аспекты темы изучены, а какие еще нет, уточнить степень изученности тех или иных проблем, имеющиеся мнения по тому или иному вопросу, аргументы в поддержку и против этих мнений и т.п.

Часто начинающие исследователи проявляют чрезмерное доверие к данным источников и мнениям, выказываемым в научной литературе. Нередко авторы учебно-исследовательских работ, не замечают, что эти мнения противоречат друг другу, обусловлены вненаучными соображениями, в том числе политическими, ограничены историческими условиями создания работ, содержат прямые натяжки, непреднамеренные ошибки и т.п.

Чтобы продуктивно использовать источники и достижения предшественников, необходимы критический подход к ним, умение оценивать их достоинства и недостатки.

Частой ошибкой при подготовке работы является попытка ограничиться источниками и литературой, которые проще найти, в том числе в электронной сети. Результатом становится использование недостаточно репрезентативных (авторитетных, содержащих результаты серьезных научных изысканий) публикаций.

Изучение  литературы и уточнение темы

Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме — это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие-либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в источниках и литературе по избранной вами теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка  по теме.

 Рекомендации

1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам.  Лучше начинать с работ, так называемого, общего характера, т.е. таких ра­бот, из которых можно получить представление об основных вопросах, к ко­торым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециально­го материала. Данные каждого издания следует заносить на отдельные кар­точки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке.

2. Работая с литературой по теме, надо пользоваться различ­ными типами чтения, предполагающими различную степень глубины про­никновения в материал.

а) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, ко­гда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или па­раграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.

Совсем не обязательно тщательно изучать весь предвари­тельный список литературы, среди которой будут монографии, статьи, тезисы, сборники, научные журналы. Как правило, это значительно замедляет процесс освоения текстов и тормозит исследование на его начальном этапе. Поэтому важно научиться свободно оперировать различными приемами работы с текстом.

б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источниками для сравнения и со­поставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

в) Изучающее чтение — это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Данный вид чтения требует последовательного изучения ма­териала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспри­нимать информацию.

Цель изучающего чтения — получение необходимой информа­ции; понимание логики доказательств; поиск ответов на по­ставленные перед вами вопросы.

3. Приемы для фиксирования нужной вам информации.

Целесообразно создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей  работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.

Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы. Их существует множество. Следует лишь верно выбрать имен­но тот, который лучше всего соответствует вашим индивидуаль­ным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ас­социативных связей: можно, читая научные тексты, делать выписки в виде конспектов; для кого-то удобнее фиксировать уже переработанный материал; для третьих — выписывать исключительно цитаты.

Один из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки можно составлять и в обычной бумажной форме, и в электронной. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению — они созданы для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом.

4. Может случиться и так, что не вся выписанная информация окажется необходимой. При этом ни в коем случае не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были имена и цитаты, — это может лишь повредить целостности и логичности исследования. Если доказательство того или иного положения строится преимущественно на цитатах, то это, как правило, производит неблагоприятное впечатление. Исключением является изложение концепции произведения в полемических целях.

5. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную формацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

6. Следите за логикой текста. Идеально — если каждая работа, использованная в литературном обзоре, как-то связана с той, которую вы описали до неё. Можно также объединить описываемые источники и литературу в группы по содержанию, времени написания, позиции авторов и пр.

7. Всегда ссылайтесь на источники, из которых Вы берёте информацию. Если Вы приводите конкретную цитату, не забывайте указать номер страницы. Разобраться со смыслом ссылок и их оформлением можно здесь.

8. Оформление библиографического списка.