1.5 Предварительное определение перечня источников и литературы
Определение научного потенциала темы, объекта и предмета исследования позволяет установить круг материалов, в которых надо искать нужную информацию по теме работы (ее информационный ресурс), и составить предварительный перечень источников и литературы.
Источники – это то, что исследователь изучает, чтобы получить новое знание. В источниках (или первоисточниках − документах, письменных памятниках, мемуарах и других текстовых и нетекстовых материалах) сосредоточена информация, требующая непосредственного анализа для решения поставленных в рамках исследования задач; введение в научный оборот новых источников нередко само по себе представляет вклад в науку.
Литература (вторичные источники) – научные работы предшественников по освоению той же или смежной проблематики, содержащие уже готовое знание. Из этих работ можно узнать, какие аспекты темы изучены, а какие еще нет, уточнить степень изученности тех или иных проблем, имеющиеся мнения по тому или иному вопросу, аргументы в поддержку и против этих мнений и т.п.
Часто начинающие исследователи проявляют чрезмерное доверие к данным источников и мнениям, выказываемым в научной литературе. Нередко авторы учебно-исследовательских работ, не замечают, что эти мнения противоречат друг другу, обусловлены вненаучными соображениями, в том числе политическими, ограничены историческими условиями создания работ, содержат прямые натяжки, непреднамеренные ошибки и т.п.
Чтобы продуктивно использовать источники и достижения предшественников, необходимы критический подход к ним, умение оценивать их достоинства и недостатки.
Частой ошибкой при подготовке работы является попытка ограничиться источниками и литературой, которые проще найти, в том числе в электронной сети. Результатом становится использование недостаточно репрезентативных (авторитетных, содержащих результаты серьезных научных изысканий) публикаций.
Изучение литературы и уточнение темы
Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме — это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие-либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в источниках и литературе по избранной вами теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка по теме.
Рекомендации
1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ, так называемого, общего характера, т.е. таких работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециального материала. Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке.
2. Работая с литературой по теме, надо пользоваться различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
а) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.
Совсем не обязательно тщательно изучать весь предварительный список литературы, среди которой будут монографии, статьи, тезисы, сборники, научные журналы. Как правило, это значительно замедляет процесс освоения текстов и тормозит исследование на его начальном этапе. Поэтому важно научиться свободно оперировать различными приемами работы с текстом.
б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источниками для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.
в) Изучающее чтение — это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Данный вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспринимать информацию.
Цель изучающего чтения — получение необходимой информации; понимание логики доказательств; поиск ответов на поставленные перед вами вопросы.
3. Приемы для фиксирования нужной вам информации.
Целесообразно создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.
Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы. Их существует множество. Следует лишь верно выбрать именно тот, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей: можно, читая научные тексты, делать выписки в виде конспектов; для кого-то удобнее фиксировать уже переработанный материал; для третьих — выписывать исключительно цитаты.
Один из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки можно составлять и в обычной бумажной форме, и в электронной. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению — они созданы для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом.
4. Может случиться и так, что не вся выписанная информация окажется необходимой. При этом ни в коем случае не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были имена и цитаты, — это может лишь повредить целостности и логичности исследования. Если доказательство того или иного положения строится преимущественно на цитатах, то это, как правило, производит неблагоприятное впечатление. Исключением является изложение концепции произведения в полемических целях.
5. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную формацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.
6. Следите за логикой текста. Идеально — если каждая работа, использованная в литературном обзоре, как-то связана с той, которую вы описали до неё. Можно также объединить описываемые источники и литературу в группы по содержанию, времени написания, позиции авторов и пр.
7. Всегда ссылайтесь на источники, из которых Вы берёте информацию. Если Вы приводите конкретную цитату, не забывайте указать номер страницы. Разобраться со смыслом ссылок и их оформлением можно здесь.
8. Оформление библиографического списка.