5.4 Процедура защиты работы
Защита исследовательской работы проходит в формате конференции.
Подготовленная и оформленная исследовательская работа может быть заявлена на участие в конкурсе или в конференции исследовательского общества учащихся.
В Приднестровье конференция проводится в три тура по двум возрастным категориям (7-9 классы, 10-11 классы):
а) 1 тур — в организации образования;
б) 2 тур — городская (районная) конференция;
в) 3 тур — республиканская конференция.
Все три тура конференции проводятся один раз в два года.
Для участия в конференции необходимо подать заявку.
Готовая исследовательская работа отправляется с помощью электронной формы, доступной на сайте. Имя и тип файла с текстом работы должны отвечать требованиям: имя файла «Название секции-Фамилия имя- класс», тип файла .doc(x) или .pdf
При необходимости (по требованию рецензентов) работу надо будет представить и в бумажном варианте.
К исследовательской работе обязательно прикрепляется отзыв научного руководителя на работу согласно Приложению N 2.
Далее проводится предварительное рецензирование работ участников на соответствие требованиям и критериям, предъявляемым к исследовательским работам учащихся. Рецензирование проводится комиссиями или членами жюри, состав которых утверждается на соответствующем уровне управления образованием.
Все заявленные работы могут быть проверены на плагиат, в том числе с применением компьютерных программ по выявлению Интернет (и иного) — плагиата.
О результатах предварительного рецензирования сообщается в течение недели после получения результатов.
По результатам предварительного рецензирования определяется состав участников, допущенных для работы по секциям.
Защита работ проводится перед специально созданной комиссией на предметных секциях конференции, где слушаются и обсуждаются работы участников, определяются призеры конференции.
Защита работы представляет собой выступление ученика (до 7 минут) с использованием компьютерной презентации и ответы на последующие вопросы членов комиссии. Бумажный экземпляр исследовательской работы должен быть у членов комиссии.
В своём выступлении каждый участник должен выделить и осветить следующие вопросы:
- название работы;
- цель работы;
- актуальность темы работы;
- постановка проблемы (задачи);
- ход исследования;
- выводы;
- информационные источники.
Процедура защиты начинается со вступления председателя комиссии, который объявляет о начале защиты работ, проводит жеребьевку для определения порядка выступления участников, знакомит участников конференции с регламентом.
Затем председатель объявляет фамилию, имя, отчество и название работы ученика, предоставляя ему слово.
Ученик выходит к трибуне (или просто перед аудиторией, которая находится в кабинете), приветствует председателя и комиссию и представляет доклад о содержании и результатах своего исследования.
После того как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий на выступлении. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что задавание вопросов продиктовано исключительно желанием «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если вам задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. При ответах на вопросы не забудьте о нескольких простых правилах.
- Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе, таким образом, вы только поддержите образ вдумчивого исследователя.
- Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В противном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса: не следует впадать и в другую крайность — начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера.
- И еще. По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.
После окончания дискуссии докладчик может высказать заключительное слово, поблагодарив присутствующих за внимание к его работе.
После окончания всех выступлений комиссия на закрытом заседании подводит итоги (с учетом критериев оценивания) и принимает решение об оценке работ.