Виды работ, которые можно отнести к исследовательским

Исследовательские работы могут иметь как самостоятельное значение, так и подчиненное, и могут различаться по степени репродуктивности (продуктивности).

Работа реферативного плана (максимальная степень репродуктивности)

Цель такой работы – систематизация имеющегося материала по теме.

Реферат не предполагает собственно исследовательской задачи.  Он больше относится к учебным, чем к исследовательским работам. Для того, чтобы реферативная работа вышла на уровень исследовательской деятельности, требуется тщательный подбор темы. Необходимо, чтобы тема отражала какое-то новое видение проблемы, затрагивала самые современные исследования, требовала бы самостоятельных выводов и обобщений, то есть выполненная систематизация должна иметь достаточную степень новизны: иную, чем у других авторов, логику (хотя бы в некоторых моментах), наличие новых пунктов, разграничение (вычленение) новых аспектов. Все это может привести к новым (в известной мере) выводам. Если эти выводы сделаны самостоятельно, работу можно причислить к исследовательским.

Работа обобщающего плана

В работе этого типа задача сразу ставится таким образом, что для своего решения требует обобщения какого-то материала. Причем важно, чтобы это обобщение не воспроизводило известные исследования, а сделано было самостоятельно. На первый взгляд, это слишком серьезная работа для школьника, но любое исследование в таком случае может считаться слишком сложной работой, поэтому выход здесь в том, чтобы правильно подобрать тему. Если она будет касаться каких-то небольших проблем, это вполне по силам увлеченному ученику.

Работа сравнительного типа

Здесь требуется сопоставление тех или иных фактов, мнений, результатов. Во многом такая работа сходна с предыдущей, но если в обобщающей работе сравнивается несколько точек зрения (в идеале – всех по данной проблеме) с целью обнаружения общей закономерности, связи, идеи, то во втором случае сравниваются обычно две, максимум три точки зрения (объекта) по всем параметрам сходства и различия, а конечной целью является составление некоего сравнительного реестра и оценка степени сходства-различия. В науке такие сравнения бывают нужны для того, например, чтобы воспользоваться одним объектом вместо другого, чтобы удостовериться в близости идей, чтобы оценить степень применимости какого-то факта, инструмента, примера или формулы.

Работа, требующая сбора материала, архивных изысканий

Работа, связанная со сбором материала, в свою очередь, может подразделяться на собственно сбор разнообразных фактов и мнений, которые, в свою очередь, сложатся в описание определенного фрагмента нашей реальности, и поиск материалов, подтверждающих или опровергающих какую-то гипотезу, то есть вспомогательный этап для другой работы.

При сборе материала требуется найти максимальное количество информации по интересующей теме. Для этого предварительно нужно сформулировать интересующую проблему, или хотя бы направление, в котором нужно двигаться, и это также может быть самостоятельной исследовательской работой. Иногда предварительная тема бывает сформулирована настолько расплывчато, что материал по ней имеет очень разнообразное содержание, поэтому исследовательская работа включает в себя еще и предварительную сортировку. Практика исследовательской деятельности показывает, что подобная работа – очень важный этап выхода на серьезную научную проблему. Именно он, этот этап, находится между начальным удивлением исследователя: «что-то здесь не так, что-то не сходится…», и последующим оформлением исследовательской идеи в виде гипотезы или формулы.

Сбор материала может осуществляться в архивах, в экспедициях, в литературе, дополняться экспериментальными данными, в наблюдениях предварительного плана, когда точно еще не известно, что именно требует строгой фиксации, что является прямым объектом наблюдения.

Поиск аргументов для доказательства факта (закона, формулы и т.д.)

Такая работа, чаще всего, бывает необходима для доказательства очевидных на первый взгляд вещей, для подтверждения моделей и закономерностей, которые работают на практике, но не имеют строгого доказательства. В этом случае проблема уже сформулирована, задача фактически поставлена и остается ее решить. Это достаточно сложная работа, которая требует научной интуиции, основанной на знаниях в данной области, и масштабного мышления, так как искомый аргумент может иметь системный (многокомпонентный и сложный) или опосредованный (непрямой) характер.

Работа описательного плана

Ставится задача – получить максимально подробную характеристику какого-то объекта, явления, человека, при условии, что таковое еще не было сделано никем. Если, например, ученик делает биографическую работу, такая работа не имеет исследовательской ценности, если подобное описание уже существует. В таком случае, если ученик имеет интерес к личности изучаемого человека, он может попытаться сделать сравнительную или обобщающую работу, сопоставляя различные точки зрения, или изыскательскую работу, отыскивая новые факты, новые документы, новые свидетельства, имеющие отношение к данной биографии. Либо вновь написанная биография может по-новому интерпретировать известное. То есть описание, сделанное учеником, может быть либо абсолютно новым, сравнительным, либо расширять имеющееся описание, уточнять его, вскрывать в нем противоречия и т.д.

Работа собственно исследовательского типа

Эта работа начинается с проблемы. В качестве проблемы может выступать обнаруженное противоречие в научных данных, или несоответствие наблюдаемых явлений научному описанию, обнаружение какого-то феномена неясной природы, нерешенная задача, недостаточно детальное представление о факте, нелогичность концепции (рассуждения) другого автора и т.д.

Проблема формулируется в виде гипотезы. Гипотеза – это утверждение, требующее доказательства. То есть, гипотеза – это как бы уже предполагаемый итог, результат, это фраза, или формула, которые должны получиться в конце проделанной исследовательской работы, поэтому она должна формулироваться не как вопрос, и не как сама по себе проблема (проблема формулируется в тексте обычно перед самой гипотезой, то есть текст должен содержать и формулировку проблемы, и формулировку гипотезы), а как повествовательно-утвердительная фраза (это как бы уже вывод, только сделанный предварительно, еще до самого исследования). Варианты формулировки гипотез приведены здесь.

Иногда проблема сразу формулируется в виде гипотезы, когда исследователь замечает предполагаемую закономерность. И тогда эта закономерность просто требует доказательства. А иногда, наоборот, целая работа может быть посвящена анализу материала по выявленной проблеме, чтобы затем можно было бы сформулировать гипотезу.

Иногда гипотеза как таковая не формулируется, если исследовательская задача не связана с буквальным разрешением проблемы, а просто требует получения новой информации, новых фактов, их уточнения, согласования, обобщения. Тогда формулируется просто исследовательская задача (цель).

Художественное творчество и прикладная деятельность

Надо сказать, что включение в разряд исследовательской деятельности произведений художественного и прикладного творчества нежелательно. Это не исследования, это другой вид деятельности, не менее почетный и уважаемый, но другой. И заявляться эта деятельность должна на других мероприятиях – выставках, фестивалях, концертах и т.д.


Next Article