Специфика исследовательской работы в зависимости от направления

Естественнонаучное направление

В естественных науках изучаются свойства окружающего мира, и закономерности, а значит, и гипотезы чаще всего носят формальный характер. Обычно это просто формула или характер зависимости одной характеристики от другой.

Но такие закономерности открываются на очень высоком уровне изучения науки. На школьном же уровне исследовательские гипотезы могут ограничиваться изучением особенностей проявления глобальных закономерностей на частном уровне, в конкретных условиях. В таком случае гипотезы могут выражать характер этих проявлений, содержать признаки сравнения одного явления с другим (или явления с законом), выражать вероятность и т.д.

Исследовательскую работу в этой области можно построить интересно, если подметить сопряженность каких-то явлений (либо они всегда или почти всегда происходят близко во времени, в пространстве, либо одно в другом, либо являются попеременно и т.д.) и проанализировать все возможные виды их зависимости друг от друга.

Математика

Математика – достаточно сложный предмет для исследовательской работы на уровне средней школы. К сожалению, практика проведения школьных практических конференций показывает, что в качестве докладов ученики обычно представляют доказательство какой-либо теоремы, не входящей в базовую программу, или ряд доказательств на определенную тему. В некоторых случаях доклад состоит из задач, которые могут быть решены с помощью той или иной формулы, причем все задачи просто взяты из одной главы одной книжки (в лучшем случае монографии, в худшем – популярной литературы). К сожалению, такой подход не может быть назван исследовательским, и подобная работа учащихся также имеет учебный характер. То, что в этом случае изучается материал, не входящий в программу, не делает работу исследовательской, просто ученик расширяет и углубляет знания по предмету. Исследовательская работа в первую очередь должна характеризоваться самостоятельностью решения, выводов, а не только самостоятельностью изучения. И если в физике можно изучать частные проявления общего закона, в математике это гораздо сложнее.

В качестве исследовательских задач в математике можно назвать примерно следующие:

  1. решение конкретной практической задачи с помощью известной формулы, пусть даже по аналогии, но самостоятельное – например, расчет расхода краски для сложной мебельной формы с помощью нестандартной формулы, или построение алгоритма простого бухгалтерского отчета с помощью нового метода;
  2. самостоятельное применение следствия из теоремы для конкретного случая;
  3. содержательное обобщение ряда задач, нахождение общего алгоритма решения, или опознание задачи (формулировка известной житейской, технической или экономической задачи в соответствии с известной математической формулой, или обозначение известной задачи как задачи, имеющей такое-то решение);
  4. эмпирическое изучение проявления закономерности в целом ряде конкретных условий;
  5. перевод (перекодирование) информации с одного языка на другой (напр. с графического на вербальный или язык программирования и наоборот) и т.д.

Лингвистика

Язык – сложная знаковая система, и исследовательская деятельность в этой области часто связана с интерпретацией знака, например, в традиции рассмотрения его триединой природы (знак, значение, обозначаемое). Исследование также может быть посвящено как изучению законов данной системы – синтаксиса, морфологии, так и возможностей, которые дает эта система для передачи смысла, содержания. На уровне школы доступнее всего будет опознание тех или иных авторских текстовых средств выразительности как относящихся к тому или иному известному правилу, закону, схеме.

Возможна классификация авторских средств или обнаружение некоторых тенденций автора в использовании тех или иных лингвистических приемов. Например, психологи заметили, что люди разных профессий используют в своих текстах (в речи) разные грамматические формы. Одни предпочитают причастные и деепричастные обороты, другие нагромождают родительные падежи, третьи делают текст «рубленым», разбитым на простые фразы, четвертые перегружают речь эпитетами и определениями, пятые – действиями, а шестые часто используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Можно изучать и систематизировать также исключения из правил и отклонения от общепринятых норм. В этом случае интерес представляют факторы (детерминанты) отклонений.

Гуманитарные науки

В гуманитарных науках, особенно в дисциплинах, которые имеют культурологическое, художественное направление (литература, искусствоведение, философия) направление, исследовательская проблема чаще всего имеют отношение к глубинным законам человеческого бытия – нравственности, морали, эстетике и формам проявления этих законов в нашей жизни, в искусстве, в культуре в целом. С одной стороны, это делает исследовательскую проблему ближе и понятней, с другой – осложняет работу, так как появляется опасность «заплутать» в проблеме и около нее. В гуманитарных науках сложно отделить предмет исследования от субъективной позиции исследователя, сложно выделить точно его суть и отбросить второстепенное, и не менее сложно суметь охватить все аспекты изучаемой проблемы, не потеряв по пути ничего. Такая сложность обусловлена системностью, мультифакторностью предмета изучения, большим количеством смысловых связей и отношений, которые объединяют отдельные смыслы в целое. Это целое – вся человеческая культура, и членение ее на отдельные предметы исследования затруднительно.

Можно порекомендовать такие приемы в поиске и постановке исследовательской задачи:

  1. идти от нравственной, этической проблемы, которая интересует вас, и дальше можно анализировать либо используемые автором для решения этой проблемы в своем произведении средства выразительности, либо отношение автора, либо сравнивать позиции разных авторов по данной проблеме и т.д.;
  2. подметить интересный прием, или любимые словечки, выражения автора, а затем анализировать их предназначение;
  3. удивиться интересному факту биографии ученого, писателя, философа, и искать все формы отражения этого факта в его творческом наследии.

Previous Article
Next Article